Законопроект о платных автодорогах вместе с новыми поправками принят Госдумой во втором чтении. Поправки впервые в России регламентируют технологию безбарьерного взимания платы за проезд «свободный поток» (free flow).
Въехать на платную дорогу можно будет как через пункты оплаты со шлагбаумами (toll plaza), так и по системе безбарьерного проезда free-flow. Во втором случае оплата будет производиться с помощью транспондера, а факт проезда будет фиксировать камера. Водителю предоставят возможность оплатить проезд в течение пяти суток после выезда с дороги в том случае, если транспондера нет или на электронном счете недостаточно денег.
Правительство РФ должно установить порядок оплаты на дорогах федерального значения, органы власти региона и органы местного самоуправления – на дорогах регионального и местного значения. В обоих случаях в порядке должно быть четко прописано, как автовладелец сможет узнать о задолженности и оплатить проезд. Максимальная плата за проезд, установленная оператором платной дороги, не может быть выше уровня, установленного правительством РФ (или региональными и муниципальными властями).
Согласно поправкам, на оператора дороги возлагается обязанность по обеспечению водителей информацией о стоимости проезда и способах оплаты, а также о появлении задолженности, поступлении и списании средств с электронного счета.
Преимущество технологии free-flow заключается в том, что она способна решить проблему пробок перед пунктами взимания платы на автодорогах. Кроме того, обустройство дороги заметно упрощается, так не нужно выделять земельный участок и устанавливать будки, шлагбаумы и другие элементы инфраструктуры.
Система free-flow уже тестируется «Автодором» на 64 км федеральной трассы М-4 «Дон».