В Роспотребнадзоре отмечают, что речь идет о реальных и обоснованных расходах потребителей на лечение, перевозку любым видом транспорта, оказание юридических услуг, услуг переводчиков, услуг связи и т.п. Возмещаются также убытки, связанные с утратой имущества.
Если убытки не покрыты страховыми выплатами, то соответствующие требования (например, компенсация за утраченные личные вещи, одежду, компьютерную технику, фотоаппаратуру и так далее) могут быть адресованы непосредственно туроператору.
Роспотребнадзор обращает внимание на то, что можно потребовать от туроператора возмещения упущенной выгоды или морального вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом. Иск о защите прав потребителей можно подать в суд по месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения договора об оказании туристической услуги.
При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (при цене иска менее одного миллиона рублей).